?

Log in

No account? Create an account
 

Битва за Рим - Kampf um Rom - Bătălia pentru Roma - 1968 - 1969 - =AMAGNUM_LJ=

About Битва за Рим - Kampf um Rom - Bătălia pentru Roma - 1968 - 1969

Previous Entry Битва за Рим - Kampf um Rom - Bătălia pentru Roma - 1968 - 1969 Jun. 19th, 2013 @ 01:29 pm Next Entry
Борьба была напряженной, сразу три кандидата шли ноздря в ноздрю, и я уже думал, что придется назначать второй тур. Но в последний момент на весы был брошен еще один голос, определивший победителя. Теперь я буду делать вид, что выполняю предвыборные обещания :) Потому что восточноевропейский исторический фильм, про который я планировал написать изначально, при повторном просмотре огорчил меня и расстроил. Пришлось срочно искать замену. Строго говоря, представленный фильм являлся продуктом совместного производства - один венгерский режиссер, один еврейский, один румынский, команда голливудских, европейских и румынских звезд, армия румынских статистов и декораций... мундир английский, погон французский, табак японский... Так или иначе, без активного участия румынских братьев по классу фильм все равно бы не состоялся, поэтому будем считать, что он отвечает заданным условиям.

Битва_за_Рим

Начнем с традиционного - как я дошел до жизни такой. Дело было во второй половине 80-х, фильм неожиданно появился в соседнем со мной кинотеатре. Название много обещало, но одновременно внушало опасения: я бы не удивился, если бы фильм оказался посвященным футбольному матчу за какой-нибудь Еврокубок. Но все-таки рискнул пойти - и не прогадал. Фильм был даже лучше, чем я мог надеяться! Моя любимая эпоха, мой любимый цвет, мой любимый размер!

Map

Пятый, а потом шестой век новой эры, великое переселение народов, развалины Римской империи, и как апофеоз - Готская война. Варвары с топорами, легионеры с квадратными щитами, коварные интриги, кавалерийские лавы, сиськи и кровища в ассортименте - чего еще желать?!

Повторный просмотр, как уже догадались постоянные читатели, состоялся только в эпоху торрентов - и фильм за эти годы стал даже лучше! Тем более что советская прокатная версия была сильно порезана - а теперь можно насладиться полным хронометражем, который почти в два раза длиннее и интереснее. Да, это всего лишь "пеплум" 60-х, про "мечи и сандалеты" - наивный, пафосный, иногда смешной. Но если вы любите "пеплумы", как их когда-то любил я, вы не станете обращать внимания на мелкие несуразности.

Историческая достоверность, как и положено "пеплуму" 60-х, хромала на все лошадиные копыта. Но все познается в сравнении. И странное дело - исторической достоверности в "Битве" куда больше, чем в целом ряде иных, куда более известных "римских" фильмах, как старых, так и современных.

Стоит отметить, что в кои-то веки большая часть греха лежала не на кинематографистах. Они всего лишь экранизировали один старый роман. Автором его был немецкий писатель Феликс Дан, молодой талантливый автор XIX века, пришедший в литературу в первые годы Германской империи, когда все эти кайзеры, шмайссеры и бюргеры испытывали острую нужду в духовных корнях, благородных арийских предках и прочем германском романтизме и поцреотизме. Феликс честно выполнил социальный заказ, настрочив свыше 9000 романов в смешном и пафосном высоком штиле про древних германских королей и героев. Вотан ему судья. Не исключено, что режиссер Роберт Сиодмак читал эти книги в детстве, прежде чем свалить из сраного рейха в Америку. Но не будем о грустном. Это один из тех редких случаев, когда фильм гораздо лучше книги.

А теперь будут слайды!

Готы

Готы, они же остготы, они же остроготы (не путать с эмо). Покорители Рима, могильщики Западной империи, властители Италии в описываемую эпоху. На заднем плане какой-то гибрид имперского орла с нордическим вороном. UPD: меня поправляют, это реальный готский символ. Еще больше зауважал создателей фильма!

Короли

Готские короли. Почти все, гремевшие в реальной истории. Слева направо, по часовой стрелке: Теодорих Великий, Витигес, Тотила, Тейя. Не в каждом "римском" фильме можно увидеть такую толпу реальных вождей и полководцев, практически не слезающих с экрана и принимающих активное участие в событиях.

Стоунхендж

Они же в интерьере эпохи.

Сестрички

Готические королевы. Про актрису Харриет Андерссон (которая грустная и сидит) ничего сказать не могу, а вот [Хонор Блэкман]Хонор Блэкман (она в этом фильме раздевается! да так, что даже советская цензура не смогла все вырезать (#^_^#) вошла в историю как одна из девушек Джеймса Бонда...

Pussy Galore

... та самая Пусси Галор. Попробовала бы она с таким именем появиться в...!

-

...ой, о чем это я? Кстати, арианские священники вышли довольно аутентично. Хотя я могу ошибаться.

Юстиниан

А это их главный враг. В роли императора Юстиниана - голливудский титан, главнокомандующий марсианскими армиями вторжения, Орсон "Гражданин Кейн" Уэллс. Режиссер Серджиу Николаеску рассказывает, что Уэллс настолько вошел в роль, что принялся метать громы, молнии и даже запустил неудобной короной в реквизиторов. Настоящий полковник император! Из всех широкоформатных императоров с ним пытался сравниться разве что Саддам Коррино, да и то без особого успеха.

Императоры

Саддам Четвертый пытается смотреть на Юстиниана. А Юстиниан на него даже не смотрит!

Юстиниан и Феодора

Император с императрицей Феодорой. Рядом для сравнения - они же, из советской экранизации. Нет, Смоктуновский велик, спору нет. Но он не Орсон Уэллс!

Марк Юлий Цетег

А это самый главный враг. Гай Юлий Цезарь? Нет, Марк Юлий Цетег. Последний римлянин, патриот и диктатор Рима. Абсолютно вымышленный персонаж. Но! Этот редкий случай, когда увлекательный рассказ от искажения исторической достоверности только выигрывает. Хотите знать, как было на самом деле? Читайте толстые книжки. А мы будем наслаждаться альтернативной историей. В которой Рим не играет роль переходящего приза в конфликте остготов и византийцев. Здесь Рим - самостоятельный игрок, третья сила и могущественное государство - пусть ему и далеко до Рима прежних времен.

Римская армия

Римские легионеры и преторианцы - как будто на дворе не шестой век, а времена Августа и Тиберия.

David-Oath_of_the_Horatii-1784

Римляне в интерьере. Слева вероятный источник вдохновения.

Белизарий

Византийский стратег Велизарий. Есть мнение, что величайший полководец той эпохи.

Византийская армия

Его армия. Частично даже историчная.

Щиты

С другой стороны, щиты византийцев настолько прекрасны, что я просто оставлю это здесь. Без комментариев. Нечего тут комментировать, только молча наслаждаться.

битва

Война в Крыму, все в дыму. Сражений в фильме предостаточно. Пусть наивных (60-е на дворе), но на любой вкус.

Корсиканец

Еще один вымышленный персонаж. К сожалению, эпизодический, но я не мог пройти мимо. Предок Наполеона Бонапарта! Лидер великой державы! ЛОЛ. Неважно, источников по Корсике того периода все равно кот наплакал, и это был очень маленький кот.

Нарсес

Это Тирион Ланнистер! Я сразу его узнал! Вместе с фамильным талисманом! Услышь его рев!!!

На самом деле генерал Нарсес (главный конкурент Велизария на звание величайшего полководца VI века) не был карликом, он был евнухом. Не знаю, почему его сделали карликом. Возможно, так создатели хотели подчеркнуть его физические недостатки в те пуританские времена. (Хотя фильм совсем не пуританский, как было замечено выше). Конечно, лучше карликом, чем евнухом - Тирион Ланнистер не даст соврать.

Лучший персонаж. Как совершенно справедливо замечено на IMDB, крадет каждую сцену, в которой появляется.

В роли Нарсеса - Майкл Данн (нет, не родственник писателя, и вообще это псевдоним. Настоящее имя актера - Гари Нил Миллер). К сожалению, ахондроплазия не добавила ему здоровья, и он умер в 38 лет. Но перед этим успел появиться во множестве фильмов и сериалов и был известен больше, чем Питер Динклэйдж сегодня. Не знаю, говорят ли вам о чем-то такие названия, как "The Wild Wild West", "Get Smart" или "Bonanza" (я даже видел несколько эпизодов "Бонанзы" в разгар 90-х), но про раз вы читаете этот журнал, вы не могли не слышать про "Звездный путь".

Оцените его первую встречу с капитаном Кирком, Споком и доктором МакКоем:

Star.trek.TOS.s03e10.Plato's

A shadow on the wall, yet shadows can kill. And ofttimes a very small man can cast a very large shadow! Я не удивлюсь, если Джордж Мартин внимательно смотрел как этот эпизод, так "Битву за Рим"!

И не только он:

dunn-as-tyrion

= = = = =

Фильм добывается в обыкновенных злачных местах. Короткая дублированная версия для советского проката; полная (частично дублированная, частично озвученная) и полная (частично дублированная, частично снабженная субтитрами). На Ютубе есть даже немецкая версия - но почему-то черно-белая.



1.Фильм на IMDB (первая часть), (вторая часть).
2.Фильм в Википедии.
3.Романы Феликса Дана в библиотеке Мошкова.



Leave a comment
[User Picture Icon]
From:thoros_of_myr
Date:June 19th, 2013 10:51 am (UTC)
(Link)
Да, великий фильм.
[User Picture Icon]
From:amagnum
Date:June 19th, 2013 11:28 am (UTC)
(Link)
О великой войне и великих воинах.
[User Picture Icon]
From:lestarh
Date:June 21st, 2013 07:23 pm (UTC)
(Link)
Воистину так. Вы развели меня на рейд по злачным местам и пущение (или пускание... нет, всё таки пущение) прахом своих сил по расчистке жёсткого диска. За что благодарен. Фильм действительно очень хорош. Даже сейчас и даже для не слишком большого любителя пеплумов.

ЗЫ Даже рискнул на пижонскую попытку посмотреть в оригинальной немецкой версии. Убедился во-первых, что как всегда "они перевели всё не так, вот та мелочь должна была значить совсем другое" :) А во-вторых, что если на краткие беседы суровых готов моего немецкого ещёчерез пень колоду как-то хватает, то на постижение тонкостей дипломатических бесед Нарсеса - уже нет... Был вынужден отступить на позиции дубляжа и озвучки. Где впечатлился поистине титанической работе резчиков и стригалей. Это ж надо было так фильм урезать - диалоги буквально через реплику прострижены...
[User Picture Icon]
From:amagnum
Date:June 21st, 2013 08:05 pm (UTC)
(Link)
Где впечатлился поистине титанической работе резчиков и стригалей.

Аналогично. Был у меня период, пришлось много работать с Windows Live Movie Maker, семь потов сошло. А они с железными ножницами и клеем! Гвозди бы делать из этих людей!

в оригинальной немецкой версии.

Справедливости ради, у оригинальной версии вообще непонятно какой язык был. Один из трех режиссеров в своих мемуарах писал, как американские актеры, исполнявшие роли полководцев, отдавали команды по-английски, а за кадром стоял переводчик и быстро переводил для румынских легионеров.
[User Picture Icon]
From:boristolchinsky
Date:June 19th, 2013 11:00 am (UTC)
(Link)
О, да, ДА! Вся Амория рукоплещет. 8)))_

Прекрасно помню эти фильмы, порезанные и наивные, местами откровенно лживые, но в них было такое очарование... к тому же, мой любимый период истории. Уже в эпоху торрентов нашёл, скачал, пересмотрел... и прослезился. Ещё буду смотреть, конечно, плакать и колоться, но смотреть. В наши-то дни такую траву не курят.
[User Picture Icon]
From:amagnum
Date:June 19th, 2013 11:39 am (UTC)
(Link)
[User Picture Icon]
From:goldenhead
Date:June 19th, 2013 11:01 am (UTC)
(Link)
о, когда-то видела. помнится, там еще Марк этот Юлий соблазнял Феодору, за что ее родной муж тогось...
но Марку Юлию кармически прилетело в собственной семье...
[User Picture Icon]
From:amagnum
Date:June 19th, 2013 11:33 am (UTC)
(Link)
Никто не ушел обиженным. Шекспир, драма!
[User Picture Icon]
From:tseytlin
Date:June 19th, 2013 11:31 am (UTC)
(Link)
Потрясающий фильм!
Помнится, там одна тетка другую в ванне вскипятила. А у тигра воняло изо рта.
Больше ничего толком не помню. И вообще этот фильм в моей памяти как-то смешался с другим румынским же под названием "Даки".

О нём будет в следующем выпуске?
[User Picture Icon]
From:amagnum
Date:June 19th, 2013 11:41 am (UTC)
(Link)
Стыдно признаться - до сих пор "Даков" не смотрел, хотя должен был. То есть кусок здесь, отрывок там видел - а так что бы устроить поудобнее и от начала до конца - все никак не соберусь.
[User Picture Icon]
From:iskander_zombie
Date:June 19th, 2013 01:25 pm (UTC)
(Link)
"Даки" неплохи, но их сиквел "Колонна" - мне понравился больше. Хоть там и не было такой внушающей румынско-военной массовки, зато была интересная ДРАМА про отношения завоевателей и завоеванных.
[User Picture Icon]
From:jack_kipling
Date:June 19th, 2013 02:51 pm (UTC)
(Link)
//Хоть там и не было такой внушающей румынско-военной массовки, зато была интересная ДРАМА про отношения завоевателей и завоеванных. //

О, да, отлично показали. Супротив венгров, пардон гуннов.

" - Кто у тебя там в горах? Отец, брат, муж?
- Ты мой муж."
[User Picture Icon]
From:e_toktaev
Date:June 19th, 2013 03:55 pm (UTC)
(Link)
Прекрасная рецензия.
Я очень рад, что в свое время не купил DVDюк. Как потом выяснилось, там было ужасное качество и обрезанная версия. Полная смотрится гораздо веселее. Хотя фрагментация звука просто чудовищная. Местами выбрасывали ведь не отдельные большие куски, а сцены резали по живому вдоль и поперек.

>Стыдно признаться - до сих пор "Даков" не смотрел
Немедленно на торренты!
И согласен с предыдущими ораторами: "Колонна" драматургически намного сильнее "Даков". Но "Даки" красивше по картинке.
Кстати, вы не читали Амура Бакиева "Легионы идут за Дунай" и/или Александра Старшинова, цикл "Легионер" про дакийские войны Траяна?
[User Picture Icon]
From:amagnum
Date:June 19th, 2013 04:24 pm (UTC)
(Link)
Амура Бакиева "Легионы идут за Дунай" и/или Александра Старшинова

Первого мне очень хвалили, но руки никак не доходят; а про второго и не слышал даже.
[User Picture Icon]
From:e_toktaev
Date:June 19th, 2013 05:07 pm (UTC)
(Link)
А второго я хвалю. Те же самые события под другим ракурсом. У Бакиева этакий масштабный эпик, у Старшинова - приключенческий боевик.
У Бакиева косячок - германцев затащил неисторичных, из более поздней эпохи и совсем другой местности. Этаких викингоподобных.
Старшинова поругивают за изобретение "легионного спецназа". Но если этими мелочами не заморачиваться, то там все очень хорошо. Матчасть знает, пишет интересно.

Кстати, по теме исторического кина, давно собираюсь, все никак не соберусь вас спросить - вы ведь наверняка смотрели "Масаду"? Мне интересно ваше мнение за этот минисериал.
[User Picture Icon]
From:amagnum
Date:June 19th, 2013 10:25 pm (UTC)
(Link)
1. Возьмем на заметку!

2. Смотрел, но это было так давно... Помнится мне, все было благопристойно. Римляне, например, были изображены с симпатией и уважением.
[User Picture Icon]
From:babs71
Date:June 19th, 2013 04:21 pm (UTC)
(Link)
>Помнится, там одна тетка другую в ванне вскипятила.

Как раз это кипячение - редкий пример соответствия фильма историческим фактам. ;-)
[User Picture Icon]
From:amagnum
Date:June 19th, 2013 04:23 pm (UTC)
(Link)
Вот только что-то я сомневаюсь в дизайне бассейна и водопровода :)
[User Picture Icon]
From:babs71
Date:June 19th, 2013 05:30 pm (UTC)
(Link)
Может там и сохранился какой-нибудь риморемонт, так что почему бы нет. ;-)
[User Picture Icon]
From:tseytlin
Date:June 19th, 2013 06:55 pm (UTC)
(Link)
Весёлые ребята были те готы. Не то что нынешние :)
(Deleted comment)
[User Picture Icon]
From:amagnum
Date:June 19th, 2013 12:25 pm (UTC)
(Link)
(еще больше зауважал авторов!)
[User Picture Icon]
From:nagunak
Date:June 19th, 2013 02:34 pm (UTC)
(Link)
Видел эту фигню в Нюрнберге в музее.
[User Picture Icon]
From:iskander_zombie
Date:June 19th, 2013 01:23 pm (UTC)
(Link)
Там еще Велизарий помре под стенами Рима, если я правильно помню. :)
[User Picture Icon]
From:amagnum
Date:June 19th, 2013 02:10 pm (UTC)
(Link)
[Все было гораздо хуже!]Он умер в Риме.
[User Picture Icon]
From:ecoross1
Date:June 19th, 2013 01:45 pm (UTC)
(Link)
-Режиссер Серджиу Николаеску

С этого надо было начинать! :)

А Даки вообще Фильм моего детства :)
[User Picture Icon]
From:amagnum
Date:June 19th, 2013 02:12 pm (UTC)
(Link)
Да, наверно. Его творческое наследие еще переосмысливать и переосмысливать.

Случайно узнал, что он буквально несколько месяцев назад умер.
[User Picture Icon]
From:ecoross1
Date:June 19th, 2013 04:32 pm (UTC)
(Link)
-Случайно узнал, что он буквально несколько месяцев назад умер.

Да, было грустно.
[User Picture Icon]
From:catherine_catty
Date:July 6th, 2013 09:09 pm (UTC)
(Link)
Э-э-э-э... Ну, вообще, режиссер - Ричард Седмак.
Николаеску - его помощник.
[User Picture Icon]
From:gest
Date:June 19th, 2013 02:11 pm (UTC)
(Link)
Завидую серой завистью.
[User Picture Icon]
From:amagnum
Date:June 19th, 2013 02:29 pm (UTC)
(Link)
Так мне еще никто не завидовал.
[User Picture Icon]
From:iskander_zombie
Date:June 19th, 2013 02:59 pm (UTC)
(Link)
Оффтоп.

Кажется, вы где-то на ФАИ выкладывали ссылку на сайт с картами разных римских империй, от оригинала до всяких подражателей, типа СРИ и пр. Не сохранился линк случаем?
[User Picture Icon]
From:amagnum
Date:June 19th, 2013 03:07 pm (UTC)
(Link)
http://www.ict.griffith.edu.au/wiseman/Roman/RomanEmpire.html

В тему, сравнительная карта Византийской и Британской империи в разгар "Битвы за Рим":



Точнее, по ее итогам.

Edited at 2013-06-19 03:08 pm (UTC)
[User Picture Icon]
From:iskander_zombie
Date:June 19th, 2013 03:11 pm (UTC)
(Link)
Спасибо!
From:red_white_gold
Date:June 19th, 2013 04:35 pm (UTC)
(Link)
Это Артурово?
[User Picture Icon]
From:amagnum
Date:June 19th, 2013 05:05 pm (UTC)
(Link)
Так точно.
From:red_white_gold
Date:June 25th, 2013 12:30 pm (UTC)
(Link)
Данке шен. Но это не сравниться с Эгидиевской Галлией
[User Picture Icon]
From:milchev
Date:June 19th, 2013 03:27 pm (UTC)
(Link)
Ну и Сильва Кошчина, конечно же, заруливает Терехову по всем статьям.

Со щитами все О.К. - "роделеро когда появились? ну вот будем считать, что это их предшественники!"

А вообще, конечно же, сильно не хватает персонажа Мартина Пэдуэя.
[User Picture Icon]
From:amagnum
Date:June 19th, 2013 04:00 pm (UTC)
(Link)
Со щитами все О.К.

Нет, конечно, византийский солдат мог намалевать себе Моген-Давид - он в шестом веке еще не стал окончательным Национальным Символом. Но о чем думали киношники, когда готовили реквизит? :)

сильно не хватает персонажа Мартина Пэдуэя.

Когда книжку читал, вспоминал этот фильм :) Кстати, не так давно сиквел вышел - но он, разумеется, хуже.
[User Picture Icon]
From:babs71
Date:June 19th, 2013 04:20 pm (UTC)
(Link)
Пробило на ностальгию. ;-)
[User Picture Icon]
From:amagnum
Date:June 19th, 2013 04:22 pm (UTC)
(Link)
Аналогично!
From:red_white_gold
Date:June 19th, 2013 04:34 pm (UTC)
(Link)
А теперь- горбатый Хеллборн!
[User Picture Icon]
From:amagnum
Date:June 19th, 2013 05:05 pm (UTC)
(Link)
(твердо) Будет!
From:red_white_gold
Date:June 25th, 2013 12:30 pm (UTC)
(Link)
Ура! Неужели тот самый? В смысле, по той самой идее?

Edited at 2013-06-25 12:37 pm (UTC)
[User Picture Icon]
From:amagnum
Date:June 25th, 2013 02:18 pm (UTC)
(Link)
Этого заранее предсказать невозможно.
From:red_white_gold
Date:June 25th, 2013 02:43 pm (UTC)
(Link)
В любом случае- удачи в творчестве!
[User Picture Icon]
From:catherine_catty
Date:July 6th, 2013 09:06 pm (UTC)
(Link)
"арианские священники вышли довольно аутентично. Хотя я могу ошибаться. "
Ошибаетесь. Готы-ариане проводили службы на своем языке, а не на латыни. Собственно, потому сейчас мы и можем изучить готский язык, сохранилось Евангелие, написанное на этом языке. А в фильме во время венчания звучит явная латынь.

Edited at 2013-07-06 09:06 pm (UTC)
[User Picture Icon]
From:amagnum
Date:July 7th, 2013 10:55 am (UTC)
(Link)
Требовать готской озвучки от "пеплума" - это жестоко! :)

Мне костюмы священников показались аутентичными. Видел что-то похожее в одной из энциклопедий, посвященных эпохе.
[User Picture Icon]
From:catherine_catty
Date:July 7th, 2013 03:40 pm (UTC)
(Link)
1. Я ничего не требую, я всего лишь уточнила, когда вы сказали "Хотя могу ошибаться".
Хотя, прочитать службу на немецком актерам ничто не мешало, мне кажется.
2. Почитайте побольше про фильм. Это не просто "пеплум", это фильм "всех времен и народов" для Германии в ту пору. Это явление из области национальной идеи. И относились к этому очень серьезно. Именно поэтому взяли за основу роман Фелдикса Дана, известного историка XIX века. Именно поэтому там довольно верно воспроизведены многие интерьеры и кое-какие явления.

Edited at 2013-07-07 03:53 pm (UTC)
[User Picture Icon]
From:amagnum
Date:July 7th, 2013 05:02 pm (UTC)
(Link)
Я про Феликса в курсе, о чем и написал в предыстории. Просто на фоне карлика Нарсеса, викингов Харальда и диктатора Цетега готский язык - это непозволительная роскошь. Создатели и так прыгнули выше головы, за что им спасибо.
(Leave a comment)
Top of Page Powered by LiveJournal.com